ж. «Советское фото» №9-1979
Валерий Генде-Роте. «Встреча»
«Перед вами – два портрета.
На одном изображён мужчина лет тридцати пяти – сорока. Портрет оригинален по форме. Даже искушенный зритель скажет, что работа принадлежит кисти зрелого мастера, хотя автору – советской художнице Валентине Михайловне Ходасевич (1894 – 1970) – в 1916 году было чуть более двадцати.
В каталоге её выставки, состоявшейся в нынешнем году в Москве, читаем:
«Урождённая москвичка, выученица Мюнхена и Парижа, она как-то сразу стала одной из самых «петербургских» среди молодых мастеров тех лет. Видно было, что Ходасевич предпочитает строгость и ясность, любит «чеканить» линию и следовать «стилю».
«Умница, чрезвычайно элегантная женщина, прекрасная рассказчица, обладательница развитого чувства юмора» – таковы отзывы её современниц.
Я был на вернисаже, слушал выступления специалистов, высоко оценивших талант и человеческие качества художницы. Потом, уже дома, прочёл тоненькую книжицу – сборник статей о Валентине Ходасевич, изданный в Ленинграде в 1927 году издательством «ACADEMIA».
Прошло пятьдесят с лишним лет…. Человек и его талант выдержали испытание временем.
Но вернёмся к мужскому портрету. На нём изображён известный фотограф-портретист Мирон Абрамович Шерлинг (1880-1958 гг.). Светописи Шерлинг обучался в Мюнхенском фотографическом институте под руководством художника и фотографа Эжена Смита, ваянию – в Париже у знаменитого Эмиля Бурделя.
Глубоко психологические работы мастера с характерными разводами кистью по негативу нравились многим.
Он автор редких по красоте снимков Ф. Шаляпина, В. Мейерхольда, В. Качалова, Н. Рериха, Л. Андреева и других деятелей русской культуры.
Об изяществе светописного рисунка, о степени проникновения в образ читатель может судить по приведённому здесь фотопортрету юной Валентины Ходасевич.
Думается, эти произведения – живописное и фотографическое – появились в один год не случайно.
Может быть, художница и фотограф встретились в Мюнхене, может быть, – в Париже. Ещё вероятнее – в Петербурге, в салоне мадам Добычиной, где оба выставляли свои работы.
Известно, что в 1916 году о молодой художнице восторженно писал русский журнал «Искусство». В одном из номеров был помещён этот её портрет, выполненный М. Шерлингом. Известно также, что на выставке «Современная живопись» (Петроград, 1919 г.) В. Ходасевич среди других своих картин демонстрировала приведённый здесь портрет фотографа. В каталоге той выставки есть на него ссылка: «М.А.Ш.» - собственность Шерлинга. Можно предположить, что художница написала портрет фотографа в благодарность за снимок, который он сделал для журнала «Искусство». Если так, то это – примечательный факт в истории светописи, ибо не часты случаи, когда художник-живописец пишет портрет снявшего его фотохудожника.» (Валерий Генде-Роте)
Валерий Генде-Роте. «Встреча»
«Перед вами – два портрета.
На одном изображён мужчина лет тридцати пяти – сорока. Портрет оригинален по форме. Даже искушенный зритель скажет, что работа принадлежит кисти зрелого мастера, хотя автору – советской художнице Валентине Михайловне Ходасевич (1894 – 1970) – в 1916 году было чуть более двадцати.
В каталоге её выставки, состоявшейся в нынешнем году в Москве, читаем:
«Урождённая москвичка, выученица Мюнхена и Парижа, она как-то сразу стала одной из самых «петербургских» среди молодых мастеров тех лет. Видно было, что Ходасевич предпочитает строгость и ясность, любит «чеканить» линию и следовать «стилю».
«Умница, чрезвычайно элегантная женщина, прекрасная рассказчица, обладательница развитого чувства юмора» – таковы отзывы её современниц.
Я был на вернисаже, слушал выступления специалистов, высоко оценивших талант и человеческие качества художницы. Потом, уже дома, прочёл тоненькую книжицу – сборник статей о Валентине Ходасевич, изданный в Ленинграде в 1927 году издательством «ACADEMIA».
Прошло пятьдесят с лишним лет…. Человек и его талант выдержали испытание временем.
Но вернёмся к мужскому портрету. На нём изображён известный фотограф-портретист Мирон Абрамович Шерлинг (1880-1958 гг.). Светописи Шерлинг обучался в Мюнхенском фотографическом институте под руководством художника и фотографа Эжена Смита, ваянию – в Париже у знаменитого Эмиля Бурделя.
Глубоко психологические работы мастера с характерными разводами кистью по негативу нравились многим.
Он автор редких по красоте снимков Ф. Шаляпина, В. Мейерхольда, В. Качалова, Н. Рериха, Л. Андреева и других деятелей русской культуры.
Об изяществе светописного рисунка, о степени проникновения в образ читатель может судить по приведённому здесь фотопортрету юной Валентины Ходасевич.
Думается, эти произведения – живописное и фотографическое – появились в один год не случайно.
Может быть, художница и фотограф встретились в Мюнхене, может быть, – в Париже. Ещё вероятнее – в Петербурге, в салоне мадам Добычиной, где оба выставляли свои работы.
Известно, что в 1916 году о молодой художнице восторженно писал русский журнал «Искусство». В одном из номеров был помещён этот её портрет, выполненный М. Шерлингом. Известно также, что на выставке «Современная живопись» (Петроград, 1919 г.) В. Ходасевич среди других своих картин демонстрировала приведённый здесь портрет фотографа. В каталоге той выставки есть на него ссылка: «М.А.Ш.» - собственность Шерлинга. Можно предположить, что художница написала портрет фотографа в благодарность за снимок, который он сделал для журнала «Искусство». Если так, то это – примечательный факт в истории светописи, ибо не часты случаи, когда художник-живописец пишет портрет снявшего его фотохудожника.» (Валерий Генде-Роте)
Valery Gende-Rote
Свойства фотографии
Цветовое пространство
|
Uncalibrated
|
Дата/время
|
Sat, 29 Apr 2023 08:33:51 +0300
|
|