Начало >
  • Фотогалерея
  • Copyright
  • Валерий Генде-Роте «Беседы о Фотографии»

    Из книги Валерия Генде-Роте «Беседы о Фотографии». Беседа № 22 (состоялась в октябре 1987г.)
    Валерий Генде-Роте беседует с ректором Государственного Историко-архивного института доктором исторических наук — профессором Юрием Н. Афанасьевым

    Встреча Юрия Гагарина
    (12-14 апреля 1961 года. Москва. Внуково)

    В. Г.-Р. — Юрий Николаевич, я, видимо, не сообщу Вам особой новости, если скажу, что большинство фоторепортёров, снимая событие любого масштаба, сосредотачивают всё своё внимание на его сути.
    Вместе с тем на периферии главного действия могут возникнуть и достаточно часто возникают ситуации, которые как-то по-своему окрашивают или оттеняют его. Увидеть, оценить и зафиксировать их совсем не так просто, как это может показаться на первый взгляд. На собственном опыте знаю, что даже мгновенное и однократное переключение внимания с «главного» на это как-бы «второстепенное», даётся ценой больших психических и физических усилий. Страх что, гоняясь за «мелочами», можешь прозевать «основное» буквально парализует волю…
    Уже потом, на «трезвую» голову разглядывая зафиксированные «мелочи», понимаешь, что нервные клетки на их добычу потрачены были не зря. И чем дальше назад отодвигается дата события, свидетелем которого ты был, тем ценнее для тебя становятся эти кадры.
    К сожалению, редакции не проявляют никакого интереса к таким «сопутствующим» событию деталям. То немногое, что бывает снято, оседает бесполезным балластом в архивах фоторепортёров. Мало-помалу упомянутые сюжеты перестают фотографировать даже те мои коллеги, которые делать это умеют…
    Ставший сакраментальным вопрос: «А кому это нужно?» – всё чаще заменяет собой не сфотографированные фотографии…
    Нужна ли такая «дотошная» съёмка события?

    Ю.Н. А. — Конечно, даже совершенно необходима. Если рассматривать Ваши фотографии, посвящённые встрече в Москве Юрия Гагарина в отдельности, то каждая из них с большими или меньшими художественными достоинствами (что очень существенно для восприятия), передаст какой-то сиюминутный момент происходившего события, передаёт, я бы сказал, своеобразный цвет того времени, которое уже никогда более не повторится.
    Можно сказать, что эпизод истории, которому Вы были свидетель и который снимали, происходил именно так, и именно в такой-то момент времени… Это уже не мало!
    Но, если взять все фотографии в совокупности, то они странным образом располагают нас в «Большом времени». Я не знаю, доводилось ли Вам слышать этот термин. Его ввёл в употребление наш крупнейший историк культуры Михаил Михайлович Бахтин.

    В. Г.-Р. — Поясните. Пожалуйста.

    Ю.Н. А. — Люди на Ваших снимках запечатлены в совершенно определённый момент времени. Они прекрасно осведомлены о происходящем событии, знают, что ему предшествовало, представляют его дальнейшее развитие… «Большое время» охватывает помимо зафиксированных фотоаппаратом мгновений ещё и нас с вами, причём задолго до момента съёмки и намного после него. Сейчас мы знаем судьбы сфотографированных Вами людей, знаем то, о чём в момент съёмки даже догадываться не могли…

    В. Г.-Р. — И что из этого следует?

    Ю.Н. А. — Мне представляется, что Ваши фотографии изображают нечто гораздо большее, чем просто встречу Юрия Гагарина. Глядя на них, я, например, вижу, что в Космос мы ворвались прямо из «деревни», являясь всё ещё отсталой страной. Под «отсталостью» надо понимать общий уровень нашей культуры, – некую, но вполне определённую «точку на кривой» развития мировой цивилизации.

    В. Г.-Р. — Почему культуры? Скорее экономики?!

    Ю.Н. А. — Нет, именно культуры. Минувшая война, прошедшие годы очень подтянули нас в научно-техническом плане, они же здорово задержали нас в сфере культуры. Посмотрите внимательно на фотографию, с которой начинается этот рассказ: С одной стороны – прорыв в Космос, так сказать, вершина научно-технического прогресса – передовая технология, выдающиеся достижения науки и т.д., с другой стороны – масса людей в деревенских платочках, многократно закрашенные оконные рамы, кое-как приклеенные фотографии, казённые вывески и т.п. Налицо противоречие Космического начала с каким-то ещё «сельским» уровнем нашей цивилизации. На упомянутой фотографии всё это прекрасно видно. Есть соответствующие элементы и на других снимках, например, трещины бетонного покрытия аэродрома.
    Объективы Ваших камер зафиксировали ещё одну реальность минувшего времени – достаточно мощную бюрократию. Более того, Вы, скорее всего неосознанно, показали её грядущее наступление. Это ясно видно на прекрасной фотографии устаревших, даже для того времени, автомобилей.
    Очень интересными мне представляются и «неофициальные» снимки, которыми Вы предварили главную тему рассказа. Эти фотографии кое-что рассказывают о взаимоотношениях между собой членов нашего правительства, сообщают известную информацию о чертах характера некоторых из них:
    Как видите, на Ваших фотографиях я усмотрел нечто гораздо большее, чем просто встречу Юрия Гагарина в аэропорту. Для меня, историка, изображённые на снимках тёмные пальто, фетровые и велюровые шляпы мужчин; платки и косынки женщин; многократно перекрашенные рамы, казённые вывески, старомодные автомобили, трещины в бетоне и другие детали определяют по существу уровень нашей цивилизации, уровень нашего общества. Содержание же всех фотографий вместе говорит о нашей эпохе с её многочисленными нерешёнными проблемами: экономическими, культурными и даже социальными, такими, например, как бюрократия.
    Для этого материала места в книге жалеть не надо. Событие, которое Вы снимали, касается не только нашей страны, прорыва её в Космос, но и всей мировой цивилизации. Пусть люди видят это явление со всеми его подробностями, не надо бояться показывать какие-то несуразности, определённые недостатки, эпизоды, вызывающие улыбку и т.д.
    Так было – это правда, так это и должно остаться в нашей памяти.

    В. Г.-Р. — Скажите, пожалуйста, Вас не смущают современные цветные снимки памятников Ю. Гагарину и Н. Хрущёву, которые я включил в этот репортаж?

    Ю.Н. А. — Нет. Скорее, наоборот… Эти фотографии относятся к элементам «Большого времени», о котором мы уже говорили. Их цвет и сюжет говорит о быстротечности нашего века, о приватном и официальном в искусстве, об отношении к тому и другому и, вообще, они вызывают множество разных мыслей и ассоциаций.

    В. Г.-Р. — Вы оставили без внимания снимок, сделанный мною на Красной площади. Почему?

    Ю.Н. А. — Наверное, тольео потому, что он является логичным завершением рассказа о встрече Юрия Гагарина в Москве... А теперь, в заключение, расскажите Вы мне немного о съёмке этой темы.

    В. Г.-Р. — Наверное, я обязан самыми добрыми словами вспомнить руководителя «Фотохроники ТАСС» Николая Васильевича Кузовкина. Без его участия этого репортажа просто не было бы.
    Это он «пробил» мне место работы на крыше аэропорта сзади (!) и выше (!) правительства. Это его стараниями я был вооружён самой совершенной по тем временам отечественной фототехникой, включая длиннофокусный объектив «МТО-1000». Это благодаря его невероятной настойчивости и энергии через 10 (десять) минут после отъезда кортежа автомашин с участниками церемонии, перед зданием аэровокзала опустился предназначенный для меня вертолёт, и я успел на Красную площадь… Я мог бы ещё не раз сказать «это благодаря ему» …
    Николай Васильевич рано ушёл из жизни. К сожалению, подобных руководителей, столь преданных фотографии и знающих её, я более не встречал.

    Юрий Николаевич, если Вы не возражаете, посмотрим следующую серию снимков.

    Ю.Н. А. — Не возражаю, но сначала мне бы хотелось услышать Вашу собственную оценку своей работы.

    В. Г.-Р. — Пожалуйста. Эту серию снимков я считаю своим высшим достижением в области репортажной фотографии.

    (октябрь 1987)
    ________________________

    Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 1975)— русский философ, культуролог, литературовед, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа.
    Михаил Михайлович Бахтин о произведениях искусства и большом времени (Опубликовано в журнале «Новый мир» (1970, № 11, с. 237 — 240), читать здесь

    Юрий Николаевич Афанасьев

    1987

       
    Страница: 1

    Рейтинг@Mail.ru Copyright © www.Gende-Rote.ru, 2003 - 2024