Начало >
  • Фотогалерея
  • Copyright
  • Письмо второе, про «втравление»

    Татьяна, добрый день!

    Пояснение про «втравил». Процесс втравления в фотографию – событие не разовое, растянувшееся на несколько лет. В седьмом классе (1954г.) моему другу Илье, однокласснику, ровеснику и соседу по месту проживания, купили фотоаппарат «Любитель». Илья привлёк к фотографированию меня. Мы снимали, проявляли, печатали фотографии контактным способом. Вскоре Илье морока с проявителями-закрепителями надоела, и он перешёл на радиолюбительство. А я так и застрял на фотографии. Ещё нужно сказать, что в тот же год я попытался поступить в художественное училище, но не прошёл «по рисунку». Так что получение достоверных изображений без карандашных штриховок, выверения соотношений и т.п. пришлось мне очень по душе.

    Потом был фотокружок в Доме пионеров, несколько публикаций в «Вечерней Москве», изучение фотожурналов (польского фотожурнала «Фото-Ревю», журнала «Советское фото»). И, наконец, я попадаю в «Отдел писем» к Валерию. В первой же беседе он, в свойственной ему безапелляционной манере, сказал, что – нечего мне заниматься ерундой, (это он повторил через тридцать лет), что фотография – дело серьёзное и т.д. А поскольку Валерий был в звании редактора отдела писем, регулярно консультировал визитёров-фотолюбителей, да и просто был старше и опытней меня, я постепенно проникся идеей серьёзного фотографирования. Это я и называю – втравил. Моё усердие было им оценено: свою знаменитую фотографию «В жаркий день» (воробей пьёт из крана) Валерий попросил меня напечатать «в хорошем качестве».

    Поручение сделать для журнала «Советское фото» очерк о фотоаппарате было и ответственным, и почётным. Почему именно фотокамера «Старт»?.. Немного о технике фотографирования зеркалкой, например «Зенитом».
    Действия по порядку – определил, что снимать, выбрал экспозицию: выдержку-диафрагму, в видоискателе сделал изображение резким, нажимаешь кнопку – готово. Но если диафрагма выставлена на 11 или 16, изображение в видоискателе становится слишком тёмным и поймать резкость картинки бывает затруднительно. Отечественные конструкторы создали первую и, кажется, единственную в мире зеркалку, где на резкость наводишь по комфортному и яркому видоискателю при полностью открытой диафрагме, а нужная диафрагма автоматически выставляется при нажатии кнопки затвора. Наши фотоаппараты хотя и были исключительно популярны, но по качеству сильно уступали и немецким, и японским. Оптико-механическое предприятие в Красногорске, где выпекали «Зениты», было ориентировано на оптику и механику военного назначения. Фотоаппараты были, если не на последнем, то уж точно не на первом в мире месте.

    Работа над очерком о фотокамере «Старт» была и интересной, и сложной, и поучительной. В редакции материал одобрили и развернули его в журнале на шести страницах. А совсем недавно, на выставке у «Люмьеров» посвящённой юбилею журнала, этим фотографиям отдали целый стенд.

    Вот, пожалуй и всё, что могу припомнить о том романтическом времени, когда фанаты-любители, собираясь в фото-секции КМО СССР, или в редакции журнала «Советское фото» спорили о принципах композиции, о свойствах и возможностях фото-оптики, делились рецептами мелкозернистого проявления плёнки, вникали в смысл высказываний мэтров и профи и, как это свойственно романтикам и фанатам, строили планы на будущее.

    С уважением,
    Владимир Степанов. 2019

    P.S. Опять получилось сильно про себя, но это неистребимое свойство мемуаризмов.

    Журнал «Советское ФОТО»

    1959-№ 8

    Журнал «Советское ФОТО»

    1959-№ 8

    Журнал «Советское ФОТО»

    1959-№ 8

    Журнал «Советское ФОТО»

    1959-№ 8

    Журнал «Советское ФОТО»

    1959-№ 8

     
    Страница: 1

    Рейтинг@Mail.ru Copyright © www.Gende-Rote.ru, 2003 - 2024