Владимир Степанов «Мемуаризм»
«Уважаемая Татьяна!
Сочинил «мемуаризм» о Валерии, наших встречах, разговорах, о творческом содружестве. Перечитал и мне показалось, что это больше воспоминания о «себе любимом», чем о Валерии. Простительный, надеюсь, авторский эгоизм. Если слегка расширить тему, могу сказать, что именно Валерий «втравил» меня, семнадцатилетнего начинающего фотолюбителя, едва различающего слова «выдержка» и «диафрагма» в серьёзное занятие фотографией. В дальнейшем это очень помогло мне в основной профессии. К фотографии я не остыл и по сей день, снимаю по возможности. Но творческий кураж уже далеко не юношеский.
Поездка в Прагу была и остаётся романтическим кусочком прошлого. В те времена выехать в «загранку» да в такой компании, да с фотоаппаратом!.. Посылаю текст «Генде-Роте (мемуаризм)» – заглавие дежурное и необязательное. Следующим письмом пошлю фото из Праги.
С уважением,
Вл. Степанов» (06.02.2019)
Владимир Степанов «ГЕНДЕ-РОТЕ» (мемуаризм)
С Валерием Генде-Роте я познакомился в 1957 году. Когда серьёзно увлёкся фотографией, стал выписывать журнал «Советское фото», из которого узнал, что непосредственно в редакции можно получить консультацию по разным фото-вопросам.
Редакция размещалась на втором этаже особняка на Кузнецком мосту в Доме Дружбы («дом с ракушками»). С папкой своих фотографий я пришёл в Отдел писем, которым в редакции заведовал Валерий. Он посмотрел мои фото, дал несколько советов и неожиданно сделал предложение, а именно – поехать мне в Красногорск на завод, где делают фотоаппараты и снять для журнала фотоочерк о новой отечественной фотокамере «Старт».
Наши встречи продолжались не только в редакции журнала. При Комитете Молодёжных организаций была фотосекция, где собирались и начинающие любители и опытные профи из центральных иллюстрированных журналов «Огонька», «Советского Союза» и других. На собрания все приносили свои фотографии, которые подвергались критическому разбору. Атмосфера была почти семейная, а критика вполне дружелюбной.
Этапным событием в фотолюбительской жизни была всесоюзная выставка молодёжной фотографии «Наша молодость» (1963). Сначала её показали в Москве, потом в Киеве. Выставка пользовалась успехом, поэтому руководство Комитета решило представить работы молодых советских фотографов в Чехословакии, в Праге. Эту выставку должна была сопровождать группа от фотосекции, а именно: Валерий Генде-Роте, Евгений Кассин, сотрудник Комитета Евгений Сорокин и я. А пригласил меня участвовать в этой группе Валерий, за что я ему благодарен по сей день.
Наша группа приехала в Прагу за неделю до открытия, и, пока выставку везли из Киева в Прагу, пока сотрудники выставочного павильона готовили стенды к экспозиции и развешивали фотографии, мы разгуливали по городу и фотографировали без остановки и передышки. А снимать было что. Стояла тёплая, тихая, солнечная погода. Перспектива пражских улиц терялась в лёгкой романтической дымке. Сцены и эпизоды уличной жизни для нашего московского фотолюбительского зрения были необычны и интересны.
Как часть культурной программы состоялась встреча нашей группы с Вацлавом Йиру, главным редактором популярного в Чехословакии и у нас журнала «Фото-ревю». На встречу мы принесли свои фотоработы. Вацлав посмотрел их и отобрал несколько для публикации.
Дальнейшая моя творческая карьера была связана исключительно с кино. Окончив операторский факультет ВГИКа, работал на киностудии Министерства Обороны и на Центральном телевидении. Были долгосрочные командировки в Индию и США. И, хотя работы было много, фотографию не бросил. Снимал на фото постоянно, участвовал в нескольких фотовыставках, выпустил фотоальбом «Индия». При этом главным была, конечно, работа кинорежиссёра и оператора. Поэтому контакты с фото-общественностью практически прервались.
И вот однажды, году в 1973 или 74-м снимаю я для телевидения видеоматериал об открытии фотовыставки. Народу на вернисаже, как всегда бывает, собралось много.
Вижу, у стенда стоит с независимым видом, и как-бы скучая, Валерий. Я отвлёкся от своих съёмок, подошёл, поздоровался. Мне показалось, что он узнал меня не сразу. – А ты что здесь делаешь? – спросил Валерий. Вопрос был абсолютно риторический: у меня на плече видеокамера, рядом штатив. Я ответил, что снимаю сюжет об открытии выставки. – Вот снимал бы ты фотографии и был бы хороший фотограф, а так – занимаешься какой-то ерундой, – имея в виду моё кинооператорство, закончил разговор Валерий, и пошёл дальше рассматривать выставку.
Эта наша встреча запомнилась, потому что оказалась последней, более мы нигде не встречались. Сегодня, просматривая свои старые фотографии, думаю, а ведь прав был Валерий: занимался бы фотографией – получился бы, наверное, приличный фотограф. Подтверждение этому предположению – моя фотовыставка 2018 года в «Галерее братьев Люмьер» под названием «Душа московских улиц». Экспозиция, составленная из фотографий 50-60-х годов, т.е. сделанных в те самые времена, когда я, как и другие фотолюбители, поднимаясь по скрипучей деревянной лестнице в «Отдел писем», собирался обсудить с Валерием свои фото-удачи и неудачи, узнать последние новости и составить планы на будущее.
Вл. Степанов. Москва. 2019
Владимир Степанов родился в 1940 году в Москве. Он начинает снимать уже в конце 1950-х годов, в 1957 году несколько любительских фотографий Степанова печатаются в «Вечерней Москве», а затем он начинает сотрудничество с журналом «Советское фото». В 1958 году начинает работать в фотохронике ТАСС и в качестве внештатного корреспондента на Первом Международном Московском кинофестивале. ... В 1967 году Степанов начал работать кинооператором и режиссером на киностудии Министерства обороны СССР, а с 1976 года кинооператором Творческого объединения «Экран», ...
Выставка «Наша молодость». ЧССР, Прага
1963
|
Выставка «Наша молодость». ЧССР, Прага
1963
|
Выставка «Наша молодость». ЧССР, Прага
1963
|
Выставка «Наша молодость». ЧССР, Прага
1963
|
Выставка «Наша молодость». ЧССР, Прага
1963
|
Выставка «Наша молодость». ЧССР, Прага
1963
|
Выставка «Наша молодость». ЧССР, Прага
1963
|
Письмо второе, про «втравление»
Альбом
|
Письмо третье – «МТО-1000»
Альбом
|
|